Терапия слизистой оболочки Roseomonas положительно влияет на атопический дерматит у детей

Экспериментальная терапия для изменения микробиома кожи безопасно снизила тяжесть атопического дерматита (АД) и улучшила качество жизни детей. Улучшение сохранялось до 8 месяцев после окончания лечения. Результаты исследования, проведенного командой из Национального института здравоохранения США, были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

В экспериментальной терапии используются живые штаммы слизистой оболочки Roseomonas (бактерии, обычно встречающиеся на коже), которые были выделены у здоровых добровольцев и выращены в контролируемых лабораторных условиях. В течение 4 месяцев участники клинических испытаний или лица, осуществляющие уход за ними, распыляли на участки кожи AD.

«Первые результаты исследований показывают, что терапия слизистой оболочки R. mucosa может принести облегчение некоторым детям. Важно отметить, что это устраняет необходимость в ежедневном лечении», — подчеркивает Энтони С. Фаучи, директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID).

В 2016 году ученые NIAID сообщили, что штаммы R. mucosa, выделенные из здоровой кожи человека, показали положительные результаты как на культурах клеток, так и на моделях БА у мышей.

Основываясь на результатах доклинических исследований, команда NIAID провела клинические испытания фазы I / II (для оценки безопасности и потенциальной терапевтической пользы у людей с БА). Промежуточные результаты, которые были представлены в 2018 году для 10 взрослых и 5 детей в возрасте от 9 до 14 лет, показали, что терапия была безопасной и была связана со снижением тяжести БА. С тех пор для тестирования было набрано еще 15 детей; Благодаря этому была получена выборка из 20 детей в возрасте от 3 до 16 лет с атопическим дерматитом легкой и тяжелой степени тяжести.

Дважды в неделю в течение трех месяцев и ежедневно в течение дополнительного месяца дети или их опекуны опрыскивали пораженные участки раствором, содержащим живые R. mucosa. У 15 детей доза живых бактерий постепенно увеличивалась от месяца к месяцу. Для остальных 5 детей доза R. mucosa оставалась неизменной в течение 4-месячного периода лечения. Независимо от стратегии дозирования, лечение не сопровождалось серьезными побочными эффектами.

«В результате терапии, большинство исследованных детей наблюдалось значительное улучшение в их коже и благополучие. Важно отметить, что лечебные бактерии оставались на коже и приносили пользу после окончания лечения», — говорит доктор Ян Майлз.

Благодаря проведенной терапии у 17 детей отмечено снижение тяжести БА более чем на 50%. Улучшение произошло на всех обработанных участках кожи, включая внутреннюю часть локтей и колен, руки, туловище и шею. Ученые наблюдали улучшение функционирования кожного барьера. Кроме того, большинству детей потребовалось меньше кортикостероидов, уменьшился зуд и улучшилось качество жизни. Эти благоприятные явления сохранялись после окончания терапии. Лечебные штаммы R. mucosa присутствовали на коже до 8 месяцев.

На следующем этапе исследования команда NIAID хотела увидеть, как терапия слизистой оболочки R. mucosa уменьшает симптомы БА. Оказалось, что обработанная кожа отличается повышенным разнообразием микроорганизмов и более низким уровнем Staphylococcus aureus, то есть бактерий, усугубляющих симптомы атопического дерматита.

Команда добавляет, что необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять механизм терапии и выяснить, могут ли факторы, например генетические факторы, объяснить, почему у некоторых пациентов не было улучшения.