Ценное открытие: десятки неонкологических препаратов убивают раковые клетки

Испытания тысяч неонкологических препаратов (лекарственных веществ), которые были проведены на 578 линиях опухолевых клеток человека, привели к неожиданному открытию: почти 50 из них обладали противораковыми свойствами. Среди них были препараты для лечения диабета, алкогольной зависимости и даже артрита у собак.

Удивительное открытие команды из Массачусетского технологического института и Гарвардского университета (Институт Брода) и Онкологического института Даны-Фарбера также помогло определить новые механизмы действия и мишени для наркотиков.

«Мы думали, что нам повезет, если мы найдем хотя бы одно вещество с противораковыми свойствами, и, к нашему удивлению, мы обнаружили так много из них», — подчеркивает проф. Тодд Голуб.

Результаты исследования появились в журнале Nature Cancer. Это крупнейшее на сегодняшний день исследование с использованием центра повторного использования лекарств.

Исследователи проверили все вещества из Dur Repurposing Hub на 578 линиях раковых клеток человека из Энциклопедии раковых клеточных линий (CCLE). Ученые прибегли к генетической маркировке (ДНК-штрихкодированию) методом PRISM. Это было разработано в лаборатории Голуба. Благодаря этому стало возможным изучать сразу несколько линий, ускоряя эксперимент.

Каждый более крупный пул меченых клеток подвергался воздействию одного вещества из Dur Repurposing Hub и измеряли выживаемость опухолевых клеток.

Таким образом, было найдено почти 50 противораковых препаратов, включая те, которые были первоначально разработаны для снижения уровня холестерина или воспаления, которые убивают определенные раковые клетки (без вреда для других клеток).

«Некоторые соединения убивают раковые клетки неожиданным образом. Большинство противораковых лекарств действуют путем блокирования белков, и мы нашли вещества, которые действуют через другие механизмы», — говорит Стивен Корселло.

Некоторые не ингибируют белки, но либо активируют их, либо стабилизируют межбелковые взаимодействия. Например, было отмечено, что почти 12 неонкологических препаратов убивают опухолевые клетки, которые экспрессируют белок PDE3A, стабилизируя взаимодействие между PDE3A и другим белком SLFN12.

Большинство неонкологических препаратов, которые убивают раковые клетки, действовали через неизвестные молекулярные мишени. Противовоспалительный тепоксалин, который был разработан для людей, но позже был разрешен для лечения артрита у собак, убивал раковые клетки, «поражая» неизвестную мишень в клетках со сверхэкспрессией белка MDR1 (P-гликопротеин является маркером множественной лекарственной устойчивости).

В конечном итоге ученые смогли предсказать, может ли лекарство убить клеточную линию, взглянув на ее генетические особенности, такие как мутации или метилирование, как записано в базе данных CCLE. Это, в свою очередь, означает, что однажды эти функции можно использовать в качестве биомаркеров для выявления пациентов, которые с наибольшей вероятностью будут использовать некоторые лекарства.