Ученые «оживили» мозг мертвой свиньи

Ученые, используя специальный раствор, восстановили активность клеток в мозге свиньи, которая была мертва в течение четырех часов. Этот метод не предназначен для восстановления сознания, но он может позволить провести более точное обследование органа и разработать новые методы лечения инсультов или травм. В журнале Nature команда из Йельского университета описала эксперимент, который среди прочих меняет взгляд на смерть мозга.

Ранее считалось, что гибель клеток в ткани головного мозга происходит быстро, и это необратимый процесс. После прекращения кровообращения через несколько секунд происходит потеря сознания, а через несколько минут дегенерация тканей.

В мозге, взятом у свиньи, через четыре часа после ее смерти исследователям удалось восстановить функцию клеток.

«Неповрежденный мозг млекопитающего сохраняет недооцененную способность восстанавливать кровообращение и определенные молекулярные и клеточные активности в течение нескольких часов после прекращения кровообращения», — говорит один из авторов эксперимента профессор Ненад Сестан.

Исследователи подключили мозг к искусственному кровообращению и представили специальное решение под названием BrainEx. Затем они заметили правильную структуру нейронов, некоторых глиальных клеток и действие клеток кровеносных сосудов.

«Мы никогда не наблюдали организованную электрическую активность, связанную с восприятием и сознанием, с клинической точки зрения это не был живой мозг, но он был активным в клеточном плане», — объясняет один из ученых, доктор Звонимир Врселя.

Более того, исследователи были готовы к крайне маловероятному событию, когда мозг начнет работать. Они планировали дать ему вещества, вызывающие сон, и понизить температуру, чтобы устранить это действие.

Результаты не могут быть непосредственно использованы в клиниках, чтобы помочь людям, но могут иметь важные приложения.

Во-первых, это может позволить изучить функции и структуры мозга всех млекопитающих и, таким образом, лучше понять различные расстройства, которые возникают в них.

Во-вторых, это может помочь в разработке новых методов лечения людей после инсульта и травм головного мозга.

«Этот тип открытий дает надежду на прогресс в понимании и лечении заболеваний головного мозга и может привести к разработке совершенно новых методов исследования для извлечения посмертного человеческого мозга», — говорит Андреа Бекел-Митченер из Национального института психического здоровья, который финансировал исследование.

В то же время, исследователи подчеркивают, что любое исследование человеческого мозга, особенно если кто-то пытается восстановить доказательства электрической активности — не может быть проведено без разработки соответствующих этических стандартов и надзора за соответствующими организациями.