Исследователи восстановили кровообращение и функцию клеток в мозге свиней через несколько часов после смерти

Авторы статьи из журнала Nature подчеркивают, что это подрывает предположения относительно сроков и необратимого характера прекращения определенных функций мозга после смерти.

В ходе исследований ученые из Йельского университета использовали пульсирующую перфузионную систему и разработанное ими специальное решение.

Американцы подчеркивают, что наблюдались многие основные клеточные функции, которые ранее считались остановленными через несколько секунд после прекращения подачи кислорода и крови.

Нетронутый мозг крупного млекопитающего через много часов после смерти сохраняет недооцененную способность воспроизводить кровообращение, а также определенные молекулярные и клеточные активности, - подчеркивает проф. Ненад Сестан.

Тем не менее, исследователи добавляют, что в мозге свиньи не было обнаружено никаких узнаваемых глобальных электрических сигналов, связанных с нормальным функционированием мозга.

Мы не наблюдали организованной электрической активности, связанной с восприятием или сознанием в течение некоторого времени. С клинической точки зрения, это не живой мозг, а мозг активен на клеточном уровне, - добавляет Звонимир Врселя.

Обычно считается, что гибель клеток головного мозга является быстрым и необратимым процессом. В учебнике после прекращения подачи кислорода и крови сигналы электрической активности и проявления сознания исчезают в течение нескольких секунд, а запасы энергии истощаются в течение нескольких минут. В результате некоторых каскадных процессов происходит необратимое вырождение.

Однако в лаборатории Сестана ученые неоднократно отмечали, что в небольших образцах тканей, на которых они работают, имеются признаки жизнеспособности клеток. Более того, это происходит даже тогда, когда ткани собирали через много часов после смерти.

Поэтому заинтригованные ученые приобрели мозг свиней у мясных фабрик. Через четыре часа после смерти животного мозг был подключен к системе BrainEx. Благодаря этой системе тканевая цитоархитектура была успешно сохранена, клеточная гибель уменьшена, а сосудистое сокращение и глиальная функция восстановлены.

Ранее мы могли изучать клетки большого мозга млекопитающих только в статических или двумерных условиях, используя небольшие образцы тканей вне их естественной среды. Впервые мы смогли изучить большой мозг в 3-х измерениях, что облегчает анализ сложных клеточных взаимодействий и общения, - сказал доктор Стефано Дж. Даниэле.

На данный момент не может быть и речи о немедленном клиническом применении, но однажды новая платформа может, например, помочь найти способы сохранения функции мозга у пациентов, перенесших инсульт.

Американцы не знают, можно ли применить их подход к человеческому мозгу. В используемом растворе не так много компонентов крови человека, таких как клетки крови и иммунные клетки, что делает систему значительно отличающейся от нормальных условий жизни.

Исследователи добавили, что дальнейшие эксперименты, в которых будут использованы человеческие ткани или воспроизведена глобальная электрическая активность тканей животных после смерти, должны проводиться с этическим контролем.

Целью этого исследования никогда не было воссоздание сознания. Исследователи были готовы вмешаться с помощью анестетиков и понизить температуру, чтобы остановить организованную деятельность, если она появилась, - заключает Стивен Лэтэм.