Плесень: друг и враг

Существующая на Земле около 200 миллионов лет назад, плесень, научилась выживать даже в самых суровых условиях. Радиация, низкие и высокие температуры, даже вакуум не преграда для нее.

Плесневые грибки сопровождают человека повсюду. В квартирах, особенно влажных ванных комнатах. В шахтах вентиляции. И даже в холодильниках. Мы привыкли к такому соседству и порой уже не обращаем на плесень особого внимания. И весьма зря.

Микроскопический грибок способен рушить бетонные конструкции, целые здания. Вещества, что он выделяет, практически всегда ядовиты для человеческого организма. Эти соединения поражают кожу, легкие, кишечник. Споры грибка вместе с воздухом попадают в дыхательные пути и оседают внутри, вызывая ряд заболеваний и ослабляя иммунитет. Зачастую грибки являются причиной аллергии.

Согласно исследованиям, яды, выделяемые плесенью, не выводятся из организма. Рекордсменом по ядовитому воздействию является желтый по окраске грибок рода аспергилл, выбирающий в качестве среды обитания рыбу и молочные продукты. Выделяет этот вид плесени афлатоксин, который, оседая в печени, при накоплении может вызывать онкологию. Токсичное же воздействие аспергиллиус нигер стало, согласно мнению ученых, причиной небезызвестного «проклятия тутанхомона», от которого погибли исследователи, первые спустившиеся в его гробницу.

Основное и самое опасное свойство плесени заключается в том, что нет на земле места, где бы ее не было. Грибки могут выживать абсолютно в любых условиях. Даже пребывание в энергоблоке атомной электростанции, среди арктических льдов, и открытом космосе не преграда для ее жизнедеятельности и способности к размножению. Напротив, после эксперимента, в котором разного рода грибки были выведены в открытый космос, споры плесени лишь стали сильнее, мутировав. Микроскопические организмы гораздо быстрее нас приспосабливаются к новым условиям. И если раз за разом обрабатывать поверхность от плесени одними и теми же веществами, со временем грибки приобретают резистентность к ним. Ученые провели эксперимент, в котором поместили колонию в антигрибковый препарат, в среде которого шансы выжить у грибка те же, что человеку выжить после погружения в концентрированную серную кислоту. Часть колонии, однако, выжило.

В случае обнаружения очага грибкового поражения на продуктах питания, его необходимо немедленно выбросить. Во-первых, пятнышко плесени — это не весь гриб. Внутри продукта к моменту появления внешних признаков уже разрослась грибница, выделяя споры и токсины. Простое срезание пятен не спасет вас.

Однако плесень несет для человечества не только вред. В борьбе за выживание у плесени нет равных. В плюс к поразительной способности к выживанию и мутации, они сами выделяют вещества, которые подавляют развитие бактерий, которые часто составляют им конкуренцию. Эти вещества человек научился использовать в своих целях и дал название «антибиотики». Начиная с открытия пенициллина, антибиотики спасли огромное количество жизней.

Полезны грибки и в производстве деликатесов. Есть виды съедобной плесени, которые помогают получить различные сыры (дор блю, рокфор, камамбер) а так же редкие вина, например, французкое Шато д`Икем.

Подводя итог, плесень может быть человеку как другом, так и серьезным врагом. Необходимо быть настороже и не позволять ей разрастаться, становясь хозяином положения.