Новости

Двуязычие – хорошо ли это?

В ХIХ веке считалось, что человек, который с детства говорит на двух языках, отстает в развитии. Выдвигалось мнение, что в итоге он не может нормально выучить ни одного из языков. Медленнее подбирает слова. Хуже соображает. Однако это были не более чем предположения. И только в 1960 году было проведено первое исследование, касающееся особенностей мышления двуязычных людей – билингвов. Причем обнаруженные факты оказались весьма неожиданными. Так, ученые обнаружили, что люди по-разному мыслят и по-разному ведут себя, когда разговаривают на разных языках.

Исследование, о котором идет речь, проводилось под руководством Сьюзан Эрвин-Трипп. В первом задании она попросила людей, свободно говоривших на английском и японском языках, завершить предложения. Исследование проводилось в два этапа – сначала на одном языке, через некоторое время – на другом.  Участвовавшие в эксперименте добровольцы постоянно выбирали разные окончания предложений при использовании разных языков. Например, предложение «Настоящие друзья всегда должны…» на японском языке испытуемые завершали примерно так: «помогать друг другу». А на английском – «Быть откровенны друг с другом». В целом, варианты завершения предложений на японском языке были похожи на ответы типичных японцев, а на английском языке – типичных англосаксов. Эрвин-Трипп предположила, что билингвы используют два разных ментальных канала, то есть у них как бы два разных сознания.

Современные исследования подтверждают сделанные Сьюзан выводы. Исследователи из Барух Колледжа (Нью-Йорк) показывали англо-испанским билингвам одинаковые рекламные ролики с разными женщинами – сначала на английском языке, а через шесть месяцев на испанском, с просьбой оценить показанные типажи. Когда исследуемые смотрели ролики на испанском языке, они отметили, что героини независимы и общительны. Героини тех же роликов на английском оказались подавленными и несамостоятельными. Еще одно исследование, в котором принимали участие англо-греческие билингвы, показало, что история, рассказанная на одном языке, оставила слушателей безразличными, а на другом – заставила сопереживать героям.

Кроме того, был сделан вывод, что и самого себя человек оценивает по-разному, в зависимости от того, на каком языке разговаривает. В исследовании снова участвовали англо-испанские билингвы. В Мексике скромность ценится больше, чем в США, так что на испанском испытуемые оказались существенно скромнее, чем на английском.

Теоретически объяснение такого неожиданного феномена лежит в том, что язык является структурой, на которой основана наша память. Например, множество исследований указывало на то, что человек быстрее запоминает предмет, если он знает его название (кстати, вполне возможно, что именно в этом причина отрывочности воспоминаний о раннем детстве). В случае с билингвами, человеку приходят на ум разные вещи в зависимости от того, на каком языке он говорит. Например, был проведен простой, но очень показательный эксперимент – его автором стала Маргарита Каушанская. Людям, говорившим на английском и китайском языках, задавали вопросы на общую эрудицию. Например, такой – как называется статуя человека, стоящего с поднятой рукой и глядящего вдаль. Если вопрос был задан на английском, испытуемый скорее всего отвечал, что это Статуя свободы. Если вопрос был задан на китайском, тогда ответом чаще всего оказывался памятник Мао.

Ученые считают, что подобная ментальная гимнастика – изучение нескольких языков – делает мозг более устойчивым против дегенеративных процессов, сопровождающих старение. Впрочем, это установленный факт, подтвержденный исследованиями. К примеру, одно из исследований подобного рода было проведено в 2007 году с выборкой в 184 человека. Все участвующие в нем люди страдали деменцией, и половина из них были билингвами. Оказалось, что у двуязычных людей симптомы деменции появились в среднем на четыре года позже, чем у тех, кто говорил только на одном языке. Спустя три года исследование повторили, в нем на этот раз приняли участия 200 человек с признаками развития болезни Альцгеймера. Опять-таки, у билингвов симптомы появились примерно на пять лет позже, чем у монолингвов, даже после поправки на образовательный уровень и род занятости.

Так что изучением языков стоит заниматься не только для карьеры и путешествий, но и для собственного психического здоровья. По крайней мере, ощутимого преимущества людей, выучивших язык с детства, перед теми, кто его освоил во взрослом возрасте, не выявлено.

Теги: деменция, карьера, мозг, память, путешествие, развитие мозга, развитие ребенка, старость, учеба

Лучшие комментарии

Ваш комментарий

Чтобы иметь возможность коммертировать, Вам необходимо авторизоваться!

Так же Вы можете зарегистрироваться.

Регистрация Личный кабинет
Войти через:
Авторизируйтесь, пожалуйста, чтобы Ваш комментарий был учтен.
Авторизоваться через:
Для авторизации Введите логин и пароль. Если у Вас пока нет аккаунта на нашем сайте, Вы можете зарегистрироваться
Выберите ваш город
Москва
Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Нижний Новгород
Самара
Казань
Омск
Челябинск
Ростов-на-Дону
Уфа
еще
ответить