Ваша диета влияет на ДНК ваших внуков

Как гласит старая мудрость, вы есть то, что вы едите. И, согласно выводам двух новых генетических исследований, вы являетесь тем, что ели ваши мать, отец, бабушки, дедушки и даже прадеды.

Диета - будь она вредной или здоровой, может настолько изменить характер вашей ДНК, что данные изменения могут быть переданы потомству. Хотя в течение многих лет выдвигалось множество различных предположений, в ходе двух независимых исследований ученым удалось обнаружить, как это происходит. Выводы, которые включают эпигенетические данные, могут помочь объяснить,  почему генетический риск развития таких заболеваний, как диабет и ожирение, становится выше у детей – если сравнивать тот же риск с их родителями.

Эпигенетика

Эпигенетика изучает изменения действия генов в зависимости от внешнего влияния. В отличие от мутаций, эпигенетические изменения лежат не в самой ДНК, а в ее окружении - ферментах и других химических веществах. Такие вещества управляют тем, как молекула ДНК разворачивает различные свои  участки, чтобы получить белки или даже новые клетки.

Недавние исследования показали, что питание вызывает резкие изменения в состоянии здоровья и внешнем виде идентичных мышей. Группа ученых продемонстрировала, что клоны эмбрионов, имплантированных в разных матерей, имеют радикальные различия в цвете меха, весе и вероятности развития хронических заболеваний. Все эти изменения были связаны с тем, чем питалась мать во время беременности.

То есть питательные вещества или изменения в окружающей среде ДНК срабатывали таким образом, что одинаковые ДНК в данных клонах мышей проявляли себя по-разному.

От мышей к человеку

Основываясь на результатах описанной работы, д-р Торстен Плосч из Нидерландов предположил множество способов, которыми питание изменяет геном многих животных, в том числе взрослых людей.

Исследователи отмечают, что рацион взрослого человека вызывает изменения во всех клетках - даже сперматозоидах  и яйцеклетках  - то есть такие  изменения могут быть переданы потомству.

Такое воздействие в пределах одного поколения уже известно: дети, рожденные от матерей, переживших голод в конце Второй мировой войны, в своей жизни были восприимчивы к различным заболеваниям, таким как нарушение толерантности к глюкозе и сердечно-сосудистые заболевания. Расположенность к заболеваниям проявлялась в зависимости от продолжительности и степени тяжести голода матери во время беременности.

В 2010 году д-р Хименес Хилларон и его коллеги пошли еще дальше. Они обнаружили, что у перекормленного потомства мышей мужского пола  развивались явные признаки метаболического синдрома: инсулинорезистентность, ожирение и нарушение толерантности к глюкозе. Некоторые из  этих признаков мыши в дальнейшем передали своему потомству, у которого затем - уже без переедания -  развились симптомы метаболического синдрома.

Но по-прежнему отсутствует понимание того, как такая информация запоминается и передается из поколения в поколение. В отличие от генных мутаций, любое из эпигенетических воздействий должно стираться из памяти ДНК в тот момент, когда эмбрион начинает делиться.

По словам Хименеса Хилларона, аксиомой является то, что в процессе деления клеток все эпигенетические маркеры стираются. Но его исследование, а также работы других ученых, показывают, что это не совсем так. Хотя большинство эпигенетических маркеров стираются, некоторые из них по неизвестным причинам остаются.

Атака на ДНК

В другом  исследовании под руководством д-ра Сингха  изучались питательные вещества, которые влияют на хроматин. Хроматин – это своего рода химический бульон, в котором существует ДНК.

Помимо изучения эпигенетических маркеров, группа Сингха предположила, что данные питательные вещества также могут вызывать мутации - как хорошие, так и плохие. Но доказательств по-прежнему нет.

Первые догадки были найдены в отчете ученых Стэнфордского университета, которые обнаружили затяжное, положительное влияние на продолжительность жизни трех поколений червей, которое было обусловлено питанием.

По мнению Сингха, вполне возможно, что увеличенное потребление матерями и отцами омега-3 жирных кислот, холина, бетаина, фолиевой кислоты и витамина В12, может изменить состояние хроматина и вызвать мутации. Также, возможно, это способно оказать положительное влияние,  приводящее к рождению здорового потомства с высокой продолжительностью жизни и сниженным риском развития сахарного диабета и метаболического синдрома. Но это всего лишь вероятность, которая должна быть подтверждена большим количеством исследований.

Обе команды ученых утверждают, что клетки на ранней стадии развития более склонны к эпигенетическим изменениям в связи с питанием, чем взрослые клетки. Именно поэтому наиболее заметные изменения наблюдаются у эмбрионов и младенцев.

Тем не менее, ученые добавляют, что данный вопрос – вопрос времени. Рано или поздно наука получит доказательства тому, как мы доносим до последующих поколений последствия наших собственных привычек питания.

Теги: вредная пища, генетические исследования, генетический фактор, диета, еда, заболевания, здоровое питание, питание, полезная пища, потомство, хромосомы

Статья «Ваша диета влияет на ДНК ваших внуков» и другие медицинские статьи по теме «Питание» на сайте ЙОД.
проблемы: Питание