
Что такое «не везет» и как с этим бороться
Некоторым людям везет. Везет в любви, карьере, финансовых делах. Их жизнь осмысленна и полна. В то же время трудно сказать, что эти люди особенно сильно стараются или обладают необыкновенным интеллектом, или одарены какими-то исключительными талантами. Есть и противоположность таких счастливчиков – у них ничего не получается, они раз за разом терпят поражение, несмотря на все свои усилия и способности.
Люди называют это неравенство везением или удачей, и не считают, что распределение этого свойства зависит от самого человека. Удачу сравнивают со стихией, которая приходит и уходит, как приливы и отливы. Как выясняется, это не так. Ричард Уайсмен, профессор Хертфордширского Университета (Великобритания), провел серию экспериментов, указывающих на то, что мы определяем собственное везение в гораздо большей степени, чем привыкли считать.
Профессор Уайсмен изучал удачу в течение десяти лет. Среди прочего, он экспериментировал с участниками лотерей. Так вот, некоторые люди перед покупкой лотерейного билета твердо верят, что выиграют, другие считают, что они невезучие и выиграть не могут. Фактический выигрыш не зависит от взглядов человека до покупки билета. Может выиграть и оптимист, и пессимист. Логично, ведь лотерея – на то и лотерея, победа определяется случайностью. Тогда профессор провел другое исследование. Он изготовил многополосную газету и выдал ее испытуемым, попросив сосчитать все размещенные там фотографии. На второй странице крупным шрифтом в стиле рекламного объявления было написано: «НЕТ НУЖДЫ СЧИТАТЬ, ФОТОГРАФИЙ 43». Это объявление «везунчики» замечали гораздо чаще, чем «неудачники».
Безусловно, в определенной степени везение случайно. Но эксперименты, подобные эксперименту с макетом газеты, привели Уайсмена к заключению, что удача не совсем слепа, во многом она соотносится со складом ума и поведением человека. Удача определяется психологией. Человеку везет не потому, что так стали звезды, а потому, что он обладает такими чертами, которые способствуют наступлению удачного стечения обстоятельств.
По выводам профессора Уайсмена, удачливые люди внимательней к окружающему их миру и людям, экстравертны, не отличаются тревожностью, объективны и оптимистичны.
Удача – это благоприятная возможность, так что чем больше возможностей человек находит и чем лучше на них реагирует, тем он удачливей. Уайсмен обнаружил, что удачливые люди чаще улыбаются и чаще смотрят в глаза, чем неудачливые. А присущая им экстравертность и общительность увеличивает объем их социальных взаимодействий, следовательно, им представляется больше разного рода возможностей.
Профессор Уайсмен сформулировал четыре принципа, выполнение которых повысит удачливость любого человека. Вот они:
1: Не упускайте шанс
Удачливые люди умеют замечать, создавать и использовать возможности. Они это делают разными способами, в том числе знакомясь с новыми людьми, спокойно относясь к неприятностям и постоянно пробуя что-то новое.
2: Доверяйте интуиции
Удачливые люди принимают верные решения, прислушиваясь к своей интуиции и предчувствиям. Кроме того, они усиливают свои интуитивные способности – разными способами, в том числе медитацией и освобождением сознания от «белого шума» посторонних мыслей.
3: Смотрите в будущее с оптимизмом
Удачливые люди уверены, что в будущем им повезет. Эта уверенность помогает им выстоять перед лицом неудач, и также окрашивает в позитивные тона их общение с другими людьми.
4: Превратите неудачи в удачи
Удачливые люди применяют разные психологические методы для того, чтобы справляться с неудачами и даже превращать их в преимущества. К примеру, они представляют себе, что все могло бы быть гораздо хуже, не проводят много времени в переживаниях из-за неприятностей и стремятся самостоятельно исправить ситуацию.
Склад ума человеку модифицировать вполне по силам. Неудачливый индивид может приложить усилия и стать более общительным, более оптимистичным, научиться находить хорошее в любой ситуации, начать пробовать новые занятия, ситуации и ощущения. Если человеку нужна удача, он ее найдет. Так, по крайней мере, утверждает профессор Уайсмен. Надеемся, он прав.