Тайна аппендикса близка к разгадке?

Исследования показывают, что аппендикс, возможно, предназначен для хранения полезных бактерий.

Он по праву считается наименее полезным органом тела, частью ткани кишечника, который часто воспаляется и иногда угрожает убить нас.

Но аппендикс получает несправедливые отзывы, утверждает американский эксперт по хирургии Билл Паркер. Отнюдь не являясь органом зла, аппендикс выполняет очень полезную функцию, действуя как безопасное жилище для полезных бактерий, населяющих наш организм. «По сути, столь опальный орган действительно стал убежищем для полезных микробов», - поясняет Паркер, доцент кафедры экспериментальной хирургии Университета Дьюка Медицинского центра в Дареме, штат Северная Каролина.

«Моя идея заключается в том, что аппендикс является хранилищем и репродуктивным центром для нормальных, полезных бактерий кишечника, в которых нуждается наш организм», - говорит он. «Это хранилище будет необходимо и полезно в том случае, если основное количество бактерий толстой кишки получило заражение какой-либо инфекцией и были вымыты из организма».

Аппендикс не является уникальным органом, которым обладает лишь Человек Разумный. Человекообразные обезьяны и другие приматы, опоссумы, вомбаты и кролики - у всех есть аппендикс. И в каждом случае, утверждает Паркер, аппендикс ведет себя аналогичным образом: в качестве центра для снабжения организма доброкачественными микробами.

Важная часть теории Паркера опирается на значение бактерий в нашем кишечнике. Наше тело состоит из примерно 10 триллионов клеток. Тем не менее, мы являемся переносчиками около 100 триллионов микроорганизмов, населяющих наше тело, и большинство из них находятся в нашем кишечнике. Отношения бактерий с людьми симбиотические. Бактерии потребляют некоторые из наших источников энергии, нашу пищу, и в ответ они помогают предотвратить рост вредных, патогенных бактерий, а также вырабатывают витамины и гормоны. Одним словом, они имеют решающее значение для нашего благополучия.

«Периодически бактерии распространяются из аппендикса», -  говорит Паркер. «Бактерии из аппендикса могут восполнять потери», - добавляет он.- «Они как бы перезагружают систему и помогают тем, что восстанавливают развитие и рост полезных бактерий».

Паркер впервые изложил свою теорию об аппендиксе в 2007 году и с тех пор ученые искали доказательства, чтобы подтвердить ее. В новом номере журнала Scientific American, одна из исследовательских групп в настоящее время установила, что найдены интригующие доказательства того, что Паркер может быть прав. Команда во главе с Джеймсом Гренделлом из Университета больницы на Лонг-Айленде, изучали 254 пациентов, в истории болезни которых были случаи инфицирования кишечника бактерией Clostridium difficile. Бактерия C diff, как ее обычно называют врачи - это опасный возбудитель, который часто встречается в больницах среди пациентов, которым были проведены длительные  курсы лечения антибиотиками.

Эти мощные дозы антибиотиков могут очень сильно разрушить доброкачественные бактерии в кишечнике  пациента. Когда это происходит, C diff. – которой заражаются в больницах или домах престарелых - может быстро развиться и ее колонии станут преобладающими в кишечнике. Пациент будет страдать тяжелыми приступами диареи.

Но если идея Паркер справедлива, то пациенты без аппендикса, по всей вероятности, будут иметь больше, чем один рецидив инфекции C diff. Во второй группе пациентов аппендикс должен обеспечить источник для пополнения кишечника доброкачественными бактериями, которые сдержат развитие C diff.

И это именно то, что обнаружила группа Гренделла. Они обнаружили, что пациенты без аппендикса более чем в два раза чаще имеют рецидивы инфекции C diff. Рецидивы у лиц с аппендиксом  наблюдались в 18% случаев. Рецидивы у пациентов с удаленным аппендиксом  произошли у 45% больных.

Дарвин предполагал, что этот орган использовался в организме древнего человека для переваривания листьев, но, так как диета изменилась, аппендикс уменьшился и деградировал, как считается на сегодняшний день. Работы Паркера стали мощной поддержкой теории того, что аппендикс - это вовсе не рудиментарный орган, оставшийся после того, как тело человека эволюционировало, его роль в нашем теле очень важна. Работы Паркера не стали доказательством того, что он прав, но подвигли ученых на дельнейшие исследования. Как говорит сам ученый: «Из всех заключений, которые мы получаем сейчас от научных сообществ, становится понятно, что мы, возможно, приблизились к цели».

Тем не менее, Паркер подчеркивает, что уверен в том, что люди должны без колебаний удалять аппендикс при признаках его воспаления. Современные лекарственные препараты, существующие на сегодняшний день, могут обеспечить альтернативу  функциям аппендикса, которые были важны в глубоком прошлом. «Очень важно помнить, что даже если у вашего аппендикса есть определенные функции, но вы испытываете боли в нижней правой части живота, вы должны прибегнуть к операции», - говорит Паркер. – «Если вы не удалите воспаленный аппендикс, разовьется угроза для жизни, таким образом, риск становится сильнее преимуществ, и вы не нуждаетесь в аппендиксе».