Почему он такой умный?

Некоторые люди умнее остальных. Почему? Благодаря правильному воспитанию, прилежанию в учебе или все же генетической предрасположенности? Ученые склоняются к мысли о том, что генетика играет существенную роль в формировании умственных способностей. Тесты на интеллект составлены таким образом, что средний в данной возрастной группе интеллект равен 100 баллам, и у 90% людей коэффициент не ниже 75 и не выше 125. У двух незнакомых между собой людей разница в интеллекте в среднем составляет 17 пунктов, а у кровных родственников – 12. Это отличие – одно из нескольких свидетельств в пользу зависимости интеллекта от наследственности.

Совсем недавно было проведено масштабное научное исследование, которое определило тот ген, который влияет на умственные способности человека. Сначала были изучены данные МРТ мозга более 20 тысяч человек. Затем они были сопоставлены с анализами ДНК и данными тестов на интеллект этих же людей. Выяснилось, что обнаруженный ген действительно делает его носителя более умным. Правда, ненамного.

Две чайных ложки

Различия в гене под названием HMGA2 (раньше считали, что он определяет рост человека) определяют уровень IQ. Если в ДНК прописан цитозин, а не тимин, то носитель такой генетической комбинации будет, во-первых, наделен более мощным интеллектом – в среднем на 1,29 пункта выше, а во-вторых, его мозг будет более крупным – на 0,58% крупнее, чем в среднем. В абсолютном исчислении это примерно 9 кубических сантиметров или, другими словами, около двух чайных ложек.

Исследуя мозг при помощи МРТ, исследователи обращали внимание на разницу размеров мозга в целом и размеров его отдельных частей, таких как гиппокамп – именно он, предположительно, задействован при запоминании и обучении.

Две порции цитозина

После того, как исследователи обнаружили, что ген HMGA2 влияет на размер мозга, они более тщательно изучили выборку из 1642 добровольцев, прошедших стандартный тест на интеллект. После этого стал возможным подсчет эффекта цитозина на интеллект. Если человек унаследовал цитозин в гене HMGA2 от обоих родителей, то его эффект удваивается – интеллект выше на 2,6 пункта.

Похоже, что интеллект определяется не одним или несколькими важными генами, а множеством разных, влияние каждого из которых сравнительно невелико.

Старение мозга

Еще в ходе исследования было обнаружено, что ген TESC влияет на размер гиппокампа, увеличивая или уменьшая его на 1,2% по сравнению со средними величинами.

У взрослых объем гиппокампа уменьшается на 0,5 % каждый год, так что получается, те, кому не повезло с наследственностью, на два с лишним года старше своей возрастной нормы, а если человек получил от родителей две «неудачные» копии этого гена, то на пять лет. Практически это означает, что может быстрее наступить деменция или другие болезни, связанные с уменьшением объема гиппокампа, в том числе болезнь Альцгеймера и депрессия.

В то же время, ученые указывают, что влияние этого гена можно нивелировать, регулярно выполняя упражнения для мозга, поскольку они увеличивают размер гиппокампа и улучшают память.